Определение конфликта
Конфликт - противоборство (нанесение взаимного ущерба) на основании противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)
Схема структуры конфликта
П - предмет конфликта - то, из за чего возникает конфликт
S - стороны конфликта
М - мотивы конфликта - потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения
П - позиции - то, о чем стороны заявляют друг другу
ОК - образ предмета конфликта (конфликтной ситуации) - отображение предмета конфликта в сознании сторон
Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, создающие почву для противоборства.
Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Фазы конфликта:
- Начальная фаза (возможность разрешения 92%)
- Фаза подъема (возможность разрешения 46%)
- Пик конфликта (возможность разрешения 5%)
- Фаза спада (возможность разрешения 20%)
Схема цикличных фаз конфликта
Формулы конфликта
Типы конфликтогенов
Формула 1:
- КФГ1 -> КФГ2 -> КФГ3 -> ... -> КФ
Правило 2: Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген
Формула 2:
- КС + И = КФ
- КС1 + КС2 + ... + КСn = КФ
Трансакционный анализ
Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Виды позиций:
Ребенок - проявляет чувства (обиды, страха, вины..), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы "Почему я?"
Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
Взрослый - работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуация, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.
Управление конфликтом
Управление конфликтом делится на следующие виды деятельности:
Прогнозирование конфликта
- изучение условий и факторов взаимодействия между людьми.
Предупреждение конфликта
- Вынужденная форма - конфликт уже назрел
- Превентивная форма - принятие предупредительных мер на основе результатов прогнозирования
- Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами
- Легитимизация - достижение соглашения о признании и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
- Институализация - создание органов, рабочих групп, по регулированию конфликтного взаимодействия
- Административное
- Педагогическое
Технологии регулирования конфликта:
- Ликвидация дефицита информации, исключение ложной и искаженной информации, слухов.
- Организация общения сторон
- Использование административных методов
Виды конфликтов:
- Конструктивные конфликты
- Конструктивные конфликты развивают социальную систему к которой они относятся. Примером конструктивного конфликта может быть вынесения вопроса на совещании, критическая статья в газету.
- Деструктивные конфликты
- Деструктивные конфликты разрушают социальную систему к которой они относятся.
Теория поведения личности в конфликте
Модели поведения личности в конфликте:
Психологический закон общения:
Технологии рационального поведения в конфликте - способы психологической коррекции, направленной на обеспечения конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.
Технологии избавления от гнева являются важным аспектом контроля над эмоциями:
1. Глубокое дыхание
2. Написать на бумаге свои эмоции и порвать
...
http://ru.wikihow.com/избавиться-от-гнева
Три правила самоконтроля эмоций:
- Конструктивная
- Деструктивная
- Конформистская
Стратегии поведения в конфликте:
- Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
- Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
- Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
- Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
- Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
Психологический закон общения:
----------------------
Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию.
----------------------
Технологии рационального поведения в конфликте - способы психологической коррекции, направленной на обеспечения конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.
Технологии избавления от гнева являются важным аспектом контроля над эмоциями:
1. Глубокое дыхание
2. Написать на бумаге свои эмоции и порвать
...
http://ru.wikihow.com/избавиться-от-гнева
Три правила самоконтроля эмоций:
---------------------------
- Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.
- Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.
- Поддержание высокой самооценки обеих сторон в переговорном процессе является основой конструктивного поведения.
-------------------------
15 общих рекомендаций по поведению в конфликтной ситуации:
- Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
- Доброжелательное, уважительное отношение.
- Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
- Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
- Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
- Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
- Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
- Обращение к фактам.
- Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
- Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
- Предложение рассмотреть альтернативные решения.
- Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
- Повышение значимости партнера.
- Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
- В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).
Самооценка рационального поведения в конфликте
Самооценка "мудрого поведения" в конфликте
Комментариев нет:
Отправить комментарий