суббота, 12 ноября 2016 г.

Управление конфликтом

Определение конфликта


Конфликт - противоборство (нанесение взаимного ущерба) на основании противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)

Схема структуры конфликта

П  - предмет конфликта - то, из за чего возникает конфликт
S - стороны конфликта
М - мотивы конфликта - потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения
П - позиции - то, о чем стороны заявляют друг другу
ОК - образ предмета конфликта (конфликтной ситуации) - отображение предмета конфликта в сознании сторон

Конфликтная ситуация -  накопившиеся противоречия, создающие почву для противоборства.


Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Фазы конфликта:
  1. Начальная фаза (возможность разрешения 92%)
  2. Фаза подъема (возможность разрешения 46%)
  3. Пик конфликта (возможность разрешения 5%)
  4. Фаза спада (возможность разрешения 20%)


 Схема цикличных фаз конфликта


Формулы конфликта


Конфликтогены - слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.


Типы конфликтогенов


Формула 1:

  • КФГ1 -> КФГ2 -> КФГ3 -> ... -> КФ
Правило 1: Не употребляйте конфликтогены
Правило 2: Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген

Формула 2:

  • КС + И = КФ
Формула 3:
  • КС1 + КС2 + ... + КСn = КФ

Трансакционный анализ


Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Виды позиций:

Ребенок - проявляет чувства (обиды, страха, вины..), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы "Почему я?"
Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
Взрослый - работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуация, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

Управление конфликтом


Управление конфликтом это целенаправленное воздействие на динамику конфликта с целью развития или разрушения социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтом делится на следующие виды деятельности:


Прогнозирование конфликта

- изучение условий и факторов взаимодействия между людьми.

Предупреждение конфликта

  1. Вынужденная форма - конфликт уже назрел
  2. Превентивная форма - принятие предупредительных мер на основе результатов прогнозирования
Регулирование конфликта
  1. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами
  2. Легитимизация - достижение соглашения о признании и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
  3. Институализация - создание органов, рабочих групп, по регулированию конфликтного взаимодействия
Разрешение конфликта
  1. Административное
  2. Педагогическое
Отдельным видом деятельности является стимулирование конфликта.

Технологии регулирования конфликта:



  • Ликвидация дефицита информации, исключение ложной и искаженной информации, слухов.
  • Организация общения сторон
  • Использование административных методов

Виды конфликтов:
  • Конструктивные конфликты
    • Конструктивные конфликты развивают социальную систему к которой они относятся. Примером конструктивного конфликта может быть вынесения вопроса на совещании, критическая статья в газету.
  • Деструктивные конфликты
    • Деструктивные конфликты разрушают социальную систему к которой они относятся.

Теория поведения личности в конфликте

Модели поведения личности в конфликте:
  1. Конструктивная
  2. Деструктивная
  3. Конформистская
Стратегии поведения в конфликте:




  • Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
  • Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
  • Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
  • Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
  • Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
Опросник Томаса онлайн

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Психологический закон общения:
----------------------
Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию.
----------------------

Технологии рационального поведения в конфликте - способы психологической коррекции, направленной на обеспечения конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Технологии избавления от гнева являются важным аспектом контроля над эмоциями:
1. Глубокое дыхание
2. Написать на бумаге свои эмоции и порвать
...
http://ru.wikihow.com/избавиться-от-гнева

Три правила самоконтроля эмоций:
---------------------------
  1. Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера.
  2. Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.
  3. Поддержание высокой самооценки обеих сторон в переговорном процессе является основой конструктивного поведения.
-------------------------

15 общих рекомендаций по поведению в конфликтной ситуации:

  1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
  2. Доброжелательное, уважительное отношение.
  3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
  4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
  5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
  6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
  7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
  8. Обращение к фактам.
  9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
  10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
  11. Предложение рассмотреть альтернативные решения.
  12. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
  13. Повышение значимости партнера.
  14. Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
  15. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»). 

Самооценка рационального поведения в конфликте

Самооценка "мудрого поведения" в конфликте

Комментариев нет:

Отправить комментарий